Значения чисел

Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число есть фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей. Оно - начало всех вещей и той гармонии вселенной, стоящей за их внешней связью. Число - это основной принцип соразмерности вселенной в пластическом искусстве, ритмике, музыке и поэзии.
В герметической философии мир чисел отождествляется с миром причин. Числа не просто количественны, они имеют качественную символику. (Невозможно охватить всю сложность пифагорейского и средневекового христианского символизма чисел, применяемых в теологии, в космогонии и в науке.)
У китайцев нечетные числа - это ян, небо, непреложность и благоприятность; четные числа - это инь, земля, изменчивость и неблагоприятность.
В христианстве до учений святых Августина и Александра символизм чисел был развит слабо. По святому Августину, число это - архетип Абсолюта.
"Все располагается согласно числам" (Пифагор).
Для Платона числа - это гармония вселенной.
Для Аристотеля число было "началом и сущностью вещей, их взаимодействием и состоянием".
Нечетные числа являются мужскими, а четные - женскими. "Жертвы богам небесным - числом нечетным, а земным - четным" (Плутарх).
Числа Пифагора имеют как количественные, так и качественные черты.
В индуизме числа есть первичная субстанция вселенной.
В христианстве:
Число один - символ единства.
Число два служит указанием на двойную природу Христа - человеческую и божественную.
Число три Пифагор называл числом завершения, выражением начала, середины и конца. В христианской символике число три стало божественным числом, символизирующим Троицу, а также три дня, проведенных Христом в могиле.
Число четыре обычно используется как указание на четырех евангелистов.
Десять - число десяти заповедей.
Двенадцать как число апостолов было всегда любимым числом в христианской символике. 6 более широком смысле оно иногда используется как символ всей Церкви.
Тринадцать - число неверия и предательства. На Тайной вечере за столом сидело тринадцать персон - Иисус и двенадцать апостолов, включая Иуду, который уже согласился предать своего Учителя.
Число сорок символизирует период испытаний. Израильтяне сорок лет скитались по пустыне и в течение такого же периода находились в рабстве у филистимлян. Моисей пребывал на горе Синай сорок дней, Всемирный потоп длился сорок дней и сорок ночей. После Крещения Христос сорок дней находился в пустыне, где его искушал дьявол. Это событие отмечается сорокадневным великим постом. Иногда число сорок используют в качестве символа Церкви Воинствующей.
Сто - число изобилия. Число тысяча однажды упоминалось как число, означающее вечность, ибо названия чисел, превышающих тысячу, являются прибавлением к ней и умножением ее.
Божественный порядок, магические ключи к пониманию космической гармонии. Величайшие математики и философы Древнего Вавилона, Древней Греции и, позже, Индии полагали, что числа могут демонстрировать принципы, на которых основано мироздание, а также законы времени и пространства. Во взаимодействии четных и нечетных чисел греческий философ Пифагор (580-500 гг. до н. э.) видел действие универсального принципа единства противоположностей: конечного и бесконечного, прямого и изогнутого, квадратного и круглого. Он 'говорил: «Все в мире есть числа». В индуистской традиции числа считались основой материальной вселенной. Ацтеки отождествляли каждую цифру с каким-либо богом, качеством, стороной света и цветом. Так как числа использовались богами для управления миром, они, как считалось, имели специфические символические значения. Числа использовались как основа в музыке, поэзии, архитектуре и искусстве.
Каббалисты приписали числа каждой букве иврита и попробовали с помощью этой системы заново прочитать Ветхий Завет, что стало первым шагом к созданию нумерологии. Суеверия, связанные с числами, часто основаны на традиционной символике чисел (например, священная семерка, «несчастливое» число 13). Последовательность первых трех цифр почти повсеместно представляется как единство (1), двойственность (2) и синтез (1+2=3). В терминах пифагорейской философии последовательность 1,2,3,4 символизирует путь от точки к прямой линии (от единицы к множеству). В Греции нечетные числа считались символами мужского, активного начала, четные - женского и пассивного. В Китае - нечетные числа отождествлялись с принципом «ян» - небесным, неизменным и благоприятным: четные - с принципом «инь» - земным, изменчивым и зачастую неблагоприятным. Числа от 1 до 10 (от 1 до 12 в двенадцатеричных системах счисления) считались числами с архетипическим значением. Числа более высокого порядка, в которых снова появляется смысловое значение (17 в исламской традиции, 40 - в иудейской), часто усиливают символику цифр, из которых они состоят.
Во многих традициях 13 воспринималось как несчастливое число, возможно, потому, что ранние лунные календари нуждались в добавлении «лишнего» 13 месяца, который, как считали, не сулил ничего хорошего. Поверье, запрещающее сеять 13 числа любого месяца, восходит по крайней мере к Гесиоду (VIII в. до н. э.); сатану в обрядах ведьм называли числом «13». В картах Таро Смерть - 13-я карта главного аркана. В Центральной Америке 13 считалось священным числом (что основывалось на 13-дневной неделе религиозного календаря). «Остаток» в пять дней, образовавшийся в конце 20-месячного календаря у майя, считался несчастливым временем.
20 считалось счастливым священным числом в Центральной Америке, его связывали с богом Солнца. 21 связывали с мудростью в еврейской традиции. 50 - юбилейный год, считался священным в иудейской традиции, так как он следовал за «49» (которое есть священные 7х7). С Пятидесятницы, праздника на 50-й день после Пасхи, в православии называемого Троица, начинается исчисление церковного года. Закон гласил, что каждый пятидесятый год земля и другая собственность (за исключением городских домов) должны были возвращаться первоначальным владельцам. Шестидесятеричное счисление лежит в основе китайского календаря. 70 - библейский жизненный никл, символизирует у иудеев завершенность и всеобщность. У многих народов 10000 символизирует бесконечность чисел или неопределенность времени (как в Китае). Греки называли десятитысячное элитное подразделение персидского войска «бессмертными».
Согласно воззрению Пифагора (6 в. до н. э.), ключ к гармонии законов космоса и символ божественного мироздания. Открытие, что колебания струн, длина которых выразима посредством простого соотношения чисел, дает полнозвучные аккорды, привело к постулированию понятия "гармония" в нашем понимании этого слова и было в то же время первым шагом к математическому выражению познания мира. Согласно такому взгляду каждая форма может быть представлена посредством чисел ("Все есть число"), которые суть не что иное, как скрытые в мире божественные первообразы и прообразы (архетипы), становящиеся очевидными и зримыми при проницательном его созерцании. Это демонстрирует, например, теорема Пифагора с ее изящной закономерной соразмерностью квадратов через стороны прямоугольного треугольника. "Числа были не слепо выброшены в мир; они подчиняются гармоничному порядку подобно тому, как кристаллическая решетка и консонансы (созвучия) гаммы подчинены всеохватывающим законам гармонии" (А. Кёстлер). Числа рассматривались не только как единицы измерения, но также в качестве "архе" (первоначал и сущностей) всех вещей, "как господствующая и несотворимая связь и основа вечной устойчивости внутримирового порядка вещей" (Филолай, 5 в. дон. э.). Равным образом связанная с числовыми измерениями периодичность космических циклов должна была приближать к мысли, что числа не просто введенное человеком вспомогательное упорядочивающее средство, но первоэлементы Вселенной, "абсолютные" (неуничтожимые) следы сверхчеловеческих сил и потому священные символы божества. Новалис пережил эту власть магии чисел, распространяя ее на сферу мистики: "Очень вероятно, что в природе, как и в истории, существует чудесная мистика чисел. Разве все, что есть, не полно значения, симметрии и необычайной взаимосвязи? Разве не очевидно присутствие Бога в математике, как и в каждой другой науке?" В таком представлении числа - это не созданное людьми средство осмысленного упорядочения окружающего мира, но также символы Абсолютного, которые обращаются к эстетическому чувству наделенного им человека и позволяют ему пережить своего рода внечеловеческую "гармонию сфер". "Священные числа" при такой предпосылке имеют действительно сакральный смысл, это прежде всего - Бог-творец как "первоединое", которое, отчуждая и проявляя себя, порождает двуединое (см. Дуалистические системы, Инъ/ян). Из тезиса и антитезиса получается синтез тройственности (см. Треугольник, Трехликость, Троица)', "все тройственное совершенно", "все подлинное триедино" (три задания сказочных героев; интеграция двойственности в триаду "отец-мать-ребенок").
24 - число часов дня, а также старцев, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова (4:4),
26 - в каббале числовая сумма тетраграмматона (четырех букв имени Божьего JHVH, а именно: 10, 5, 6, 5 = 26). 33 - число лет жизни Иисуса, количество песней в "Божественной комедии" Данте, а также число ступенек "мистической лестницы" византийской теологии.
Другие символические числа можно привести из области астрономии, а также из периодичности календаря (260 дней продолжался культовый год ацтеков и майя). Солнечный год насчитывал 365 дней, так что календарное исчисление включало циклы: 73 260-дневных и 52 365-дневных. Другие культуры также рассматривали числа как символические принципы, например, в Древнем Китае число 10 000 означало "неисчислимость". Обращаясь к императору, желали ему долгой жизни "в 10 000 лет". Свастика приблизительно с 700 г. также применялась в качестве числового символа для выражения "бесконечности". Упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова число 666 (13:18), согласно толкованию, которое дает Э. Штауфер, указывало на греческое числовое значение надписи на монете императора Домициана. Неоплатоническая философия поздней античности и еврейские тайные учения средневековья широко использовали числовую символику, применяя числовые обозначения букв как греческого, так и еврейского алфавита. При этом исходили из представления, что имена с одинаковым числовым значением букв соподчинены друг с другом, например, Авраам и Митра имеют одинаковое число 365, число дней солнечного года; упоминаемые в Книге Бытие (18:2) "три мужа" имеют числовое значение 701, так же как архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. Каббалистическое искусство подобной буквенно-числовой спекуляции называется гематрией. Соотношениями чисел и букв оперировали и в средневековых монастырских школах. Храбанус Маурус (776-869) писал: "Так Священное писание содержит за многими и различными числами свидетельство многих тайн, которые должны оставаться скрытыми для тех, кто не знает значения чисел. Поэтому необходимо усердно изучать арифметику, которая открывает возможность более глубокого понимания Священного писания". "Священные числа" в этой картине мира суть порядковые величины, проливающие свет на структурированность сотворенного мира, которые с самых ранних времен принадлежали к эзотерическому знанию жреческих (священнических) школ.
Число один является символическим указанием на происхождение, на первобытные времена, которые описываются как «прежде чем возникли в этой стране еще две вещи». Два - это выражение для понятия двойной (два противоположных) и тем самым для создания верха и низа, дня и ночи, мужчины и женщины (дуализм). У многих народов три является всеобъемлющим числом; основное отношение - отец, мать и ребенок есть зеркальный образ божественного мира. Как пример, приведем триаду в Фивах (Амон, Мут и Хонс), или семью Озириса с Изидой и Гором. На основании деления дня на три части (утро, полдень и вечер) трижды в день исполнялись молитвы и жертвоприношения. Четыре характеризует стремление охватить пространство. В культе солнца в Гелиополе четырехсторонние алтари были расположены согласно сторонам света. Удвоение четверки вело к восьмиграннику Гермополя, в котором объединены четыре пары древних богов.
В магии и мифах, вероятно, самое значительное число семь. Это число совершенства. У Ра семь ба, по каждому от отдельных богов, чтобы оно было семикратным, так же у Хатор и Маат. Число судей мертвых 42 является шестикратной семеркой. Под девяткой египтянин понимал совокупность людей. Девять луков символизируют подчиненные царю народы. Термин «девятка» означает всеобщее содружество богов, самым значительным оно было в Гелиополе, к которому относились также Изида и Озирис. Об универсальности этого понятия говорит то, что в Абидосе девятка состояла из семи, а в Фивах из пятнадцати божеств.
Число тысяча (идеограмма в виде цветка лотоса) является символическим выражением для большого количества и встречается часто в таком смысле в списке жертвоприношений. Иероглиф 100000 - это головастик, который водился в Ниле в неимоверном количестве. Для миллиона служит изображение стоящего на коленях бога Хах; он часто приводится как символическая цифра бесконечного множества лет (вечности) на сосудах и украшениях; в этом случае он несет в своих вытянутых руках пальмовую ветвь.

Если атмосфера старины еще не наскучила Вам, то теперь мы отправимся в эпоху мрачного Средневековья и поговорим об "обрядах" и правилах инквизиции тех времен...

Далее

Вернуться

Hosted by uCoz