|
|
В Норфолке, штат Виржиния,
женщине запрещено законом
выходить на улицу, если на ней не
надет корсет.
В Меррвиле, штат Миссури, женщине
запрещено выходить на улицу, если
на ней надет корсет, потому что, как
гласит закон: "Мужчины имеют
право получать удовольствие от
созерцания приятных окружностей
молодого тела, не затянутого в
бандаж"…
Наверное, самым древним прообразом
корсета (от фр. Corpse - тело) следует
считать жилеты жительниц Крита и
Микен. Статуи и фрески, найденные
при раскопках Кносса и Тиринфа,
датируемые вторым тысячелетием до
нашей эры, донесли до нас образы
женщин облачённых в подобие
корсажей со шнуровкой,
подчёркивающих формы тела. Корсажи
стягивали талию, а их глубокий
вырез приподнимал грудь, оставляя
её совершенно обнажённой.
Римляне и греки ставили на первое
место естественность и природную
красоту. Но, тем не менее, гречанки
не забывали надевать под хитоны
узкие кожаные ремешки,
подчёркивающие талию и грудь, а
многие римские матроны, особенно в
период заката Империи, носили уже
широкие пояса со шнуровкой,
заимствованные у германских
варваров.
После распада Римской Империи
корсет вновь появляется в Европе
только лишь в XIII - XIV веках в
бургундской моде. Это был уже
полностью скроенный по фигуре лиф,
который шнуровали спереди, что-бы
он плотнее прилегал к телу. В этот
период корсет обычно одевался
поверх нижней рубашки, но прили-чиями
не возбранялось носить его и на
голое тело, слегка распустив
шнуровку (дабы не препятствовать
взорам, а иногда, и рукам кавалеров
- в те времена подобное поведение
считалось лучшим комплиментом
женской красоте).
Вообще тип корсета постоянно
менялся. Это зависело от кроя
одежды и изменения идеала женской
красоты.
Он мог придать силуэту S-образный
изгиб, или заставить женщину
держаться несгибаемо прямо, то
заковывал весь торс, то снова
уменьшался до размеров широкого
пояса. Иногда он уменьшал грудь и
де-лал её абсолютно плоской, иногда
подчёркивал и приподнимал, иногда
делал силуэт свободным, или су-жал
талию и округлял бока - всё
зависело от веяний моды.
Первая большая эпоха корсета
наступает с середины XVI до середины
XVII столетия, когда боль-шое
распространение получает
испанская мода. Именно в Испании
изобретён классический корсет -
кар-кас из деревянных палочек или
металлических пластин, обтянутых
тонкой замшей. В отличие от бургунд-ской,
испанская мода требовала
полностью сглаженную грудь; платье,
одетое поверх такого корсета долж-но
было сидеть без единой морщиночки.
Церковь считала что женщина,
закованная в такой панцирь, будет
строже блюсти свою добродетель.
Жёсткий корсет был причиной многих
заболеваний, но, тем не менее, от
него не отказывались. Бо-лее того,
уже с подросткового возраста
девочки на ночь стягивали бюст
эластичными бинтами с вшитыми
свинцовыми пластинами - чтобы
грудь не формировалась вовсе.
В тоже время корсетами для
утягивания талии не брезговали и
мужчины.
Большое декольте и пышная грудь
возвращаются только в XVII веке под
влиянием французской моды. Корсет
стали делать из китового уса и
рыбьей кости, шёлка, сатина и
атласа, украшать кружевами.
Недостатки фигуры скрываются с
помощью накладок.
В дальнейшем корсеты приобретают
воронкообразную форму и сужаются
спереди углом, на боках
удерживаются с помощью корсажа из
стальных пружин.
В эпоху рококо (1730 - 1789) корсет
вместе с кринолином составил
основу выходного дамского костюма.
Французская Революция пыталась
упразднить корсет, призывая вновь
вернуться к идеалам антич-ности. Но
с точки зрения сторонников старой
моды, для скромной женщины корсет и
юбка на обручах бы-ли охраной и
защитой её целомудрия. Разумеется,
тогдашние врачи придерживались
другой точки зрения. В 1788 году
доктор Земеринг написал целую
книгу о вреде ношения корсетов. Но
ни к голосам врачей, ни к голосам
блюстителей нравственности мода
никогда не относилась достаточно
серьёзно.
После 1810 года корсет снова
возвращается, теперь уже почти на
два столетия. Производством кор-сетов
теперь занимаются не швеи, а
специальные мастера-корсетчики, а
после 1820 года возникаеи и про-мышленное
производство.
Корсет XVIII века безжалостно
отдавливал назад плечи и руки,
заставляя свою хозяйку сильно про-гибаться
в спине. В очередной раз вернулось
декольте, почти обнажающее соски.
Выходить на улицу и по-сещать
церкви в таком виде не
возбранялось. Наоборот, о
некоторых фактах хроники, например,
Лондона, сохранили весьма
интересные отзывы.
В 70-е годы XIX века, в соответствии с
модой "sans ventre" была изобретена
ещё одна форма корсе-та - длинной до
бёдер. Теперь корсет не только
поднимает грудь и утягивает талию
до небывалых 40см, но и сжимает
нижнюю часть живота. Весило это
сооружение несколько килограмм, и
женщина в нём едва могла дышать. А о
том, чтобы нагнуться или съесть
лишний кусочек, е могло быть и речи.
Для модний лишний тур вальса или
партия в волан нередко
оборачивались летальным исходом.
Обилие смертельных случаев
вынудило европейские
правительства издать специальные
указы запрещающие носить корсет во
время занятий спортом.
Первым шагом к полной ликвидации
корсета была реформа парижского
короля моды Поля Пуаре, который в
1905 году ввёл в моду платья
рубашечного покроя. Под такие
наряды носились специальные
лёгкие и гибкие "грации" из
каучука - "корселетты".
Перед Первой Мировой Войной эта
грация утягивала живот и придавала
пышность ягодицам, а в 20-е годы,
когда на пике популярности был
стиль "garsonne" она сглаживала
грудь и утягивала бёдра, при-давая
фигуре "мальчишескую"
стройность.
В это же время в Париже открылся
первый корсетный магазин (прообраз
современных бутиков нижнего белья).
Он шокировал обывателей, выставляя
в витринах откровенные модели в
бантах и круже-вах.
И последний взлёт популярности
корсет пережил в 50-е годы XX века. Во
время популярности сти-ля "new look"
считалось неприличным выходить
дома без грации или корсажа, так же
как без шляпки и перчаток.
Состоятельные дамы старались
приобретать только модели "от
Диора" - из шёлковой сетки,
укреплённой двадцатью четырьмя
китовыми усами. Остальные
довольствовались более простыми
моде-лями из эластичных материалов.
Правда такой корсаж имел досадное
свойство сползать и скручиваться
по краям, но дамы научились с этим
бороться, закрепляя его сверху
жёсткой лентой, а снизу тугим
поясом для чулок.
Если вам скажут, что XX век
окончательно освободил женщину от
корсета - не верьте. Все вели-кие
модельеры: Кристиан Диор, Жан-Поль
Готье, Тьерри Мюглер, Ив Сен-Лоран и
другие кутюрье шили, шьют и будут
шить платья на жёстком каркасе,
который придаёт пышность груди,
тонкость тали и строй-ность бёдрам.
Потому что пока не придумано
другого способа, за минуту придать
силуэту совершенные формы. |
|