Философия танцев.
Вся Вселенная – это мировой океан, находящийся в гармонии. Есть небо и есть земля, и есть человек – микрокосм, соединяющий и объединяющий их. Танец символизирует гармонию, единение. Шаг вверх – это движение к небу, к Богу, опуститься вниз – движение к Земле, к мирскому. Проходящие шаги – кватенария, сальтарелло – это волна, волна Океана. Мы попеременно поднимается и опускаемся, и в этом состоит гармония. Каждое движение, каждая составная часть – это произведение искусства, выражение индивидуальности человека.
Возникновение и развитие народных танцев Западной Европы связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами и религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои отличительные черты и особенности. Для народных танцев были характерны различные шаги, сочетающиеся с подниманием ног, притоптыванием, скачками, покачиванием корпуса и многообразными движениями рук. В основном танцы имели живой, спонтанный характер, веселую мимику. Фиксировались только шаги, все остальные движения были импровизационными, хотя имели некоторый особый характер в каждой местности. Так, в шотландских танцах был элемент с поднятием и перекрещиванием ноги, стопа параллельно полу.
Во время ежегодных цеховых праздников ремесленники исполняли танцы, напоминавшие об их профессии, были широко распространены танцы с мячами, обручами, требовавшие большого умения. По грязным дорогам средневековья бродили не только певцы (менестрели, скальды, миннезингеры и пр.) и сказители, но и профессиональные акробаты, выделывающие сложнейшие трюки, и танцоры, специально приглашавшиеся на празднества, например, в монастырь, куда прибыл со своей свитой король – погостить.
В исторической традиции принято делить средневековье на два периода – 5/11 века – темные, господство церкви, схоластики, инквизиции, мрачная готика, и более прогрессивный – 11/15 века, можно сказать, подготовка в Возрождению. Самые ранние из известных нам народных танцев, имевших именно развлекательную функцию (не военные, не религиозные, не сценические пляски, во множестве существовавшие у римлян, греков и пр.) появляются как раз в это время, в 12 – 13 веках. Это может быть связано как с ослаблением церковного контроля над всеми сторонами жизни, так и с образованием крупных городов в Центральной и Северной Европе.
Одними из первых известных нам народных танцев являются бранли – эти французские танцы были записаны горожанином Туано Арбо в 16 веке. Его книга построена характерным для того времени образом – в виде диалога ученика Каприоля со своим наставником. У Арбо записано бранлей – часть из них к 16 веку танцевалась уже только молодежью на маскарадах. Предположительно первые бранли появились еще в 12 веке. Эти танцы построены всего на нескольких движениях: двойной и простой шаги бранля, прыжок с выбрасыванием одной из ног вперед и каприоль. Бранли, основанные только на double, назывались двойными, на single – простыми, с прыжками – веселыми. Кроме того, бранли часто делят на мимические, круговые, линейные. Обстановка, в которой создавались бранли, родоначальники хореографии , описана в известной серии «Проклятые короли». Во Франции царили, помимо феодальной раздробленности, подкуп, шантаж, отравления, отсутствие гигиенических норм среди всех слоев населения, хроническая нехватка денег в королевской казне, применение принципа «хлеба и зрелищ» - публичные казни, процесс тамплиеров... Короли, чей двор не в силах был прокормить ни один город, находились в постоянных путешествиях, то отправляясь в паломничество, то на войну – средневековье. Однако танцы французских крестьян говорят о совсем другой, спокойной и красивой жизни – или это нам она такой кажется...
Самыми известными бранлями, которые танцуются сейчас во всем мире, являются Гороховый, Веселый, Конский, Шотландский, Пинагей, Прачек, Подсвечников и Военный. Их схемы довольно просты. Все бранли начинаются с левой ноги. Шаг бранля (двойной): шаг влево (смотрим в ту сторону, куда идем) приставить, влево приставить. Следующий шаг – вправо приставить, вправо приставить. Простой шаг: влево приставить вправо приставить. И снова – влево приставить и т.д.
Гороховый ( танцуется парами по кругу): 4 двойных, «пан» подпрыгивает на месте, «пани» тоже, затем за три прыжка «пан» упрыгивает к даме слева. Та возмущенно подпрыгивает, мол, кто ко мне прискакал, пан радостно скачет в ответ, мол, вот я какой, и «пани» упрыгивает к своему «настоящему» пану. Они берутся за руки и снова 4 двойных по кругу и т.д.
Конский (парами по кругу – кавалеры спиной в центр круга, дамы стоят к ним лицом, держась в парах за обе руки): 8 двойных (каждая пара двигается по своему маленькому кругу), затем кавалер делает правой ногой два шаркающих удара об пол, шаг вправо, приставить и с левой ноги в левую сторону на 4 счета поворот. Дама делает то же, потом еще раз кавалер и еще раз дама. И снова 8 двойных.
Веселый (все в кругу, взявшись за руки): выбрасываем вперед левую ногу, правую, левую, правую, на пятый счет подпрыгиваем на левой ноге, правая остается в воздухе. Снова выбрасываем левую и т.п. Танцуется в очень быстром темпе.
Шотландский. У Арбо написано, что изначально существовала целая сюита бранлей, называемых шотландскими, и в «Орхезографии» приводятся два таких бранля. Но до нас дошел только, сложенный из них. Поэтому наш шотландский бранль состоит из двух часть (каждая из которых на самом деле является самостоятельным бранлем). Туано рассказывает, что модно было танцевать именно бранлевые сюиты, когда один бранль переходит в другой. В более раннее время на балах в замках танцевали перенятые у крестьян бранли так, однако, чтобы двойной, простой и веселый бранль повторялись не более одного раза подряд. Таковы почти все бранли эпохи «Орхезографии». Что же на самом деле танцевали крестьяне, установить трудно. Сейчас во французских деревнях пляшут и те и эти бранли.
Шотландский бранль танцуется в кругу, взявшись за руки. Схема: двойной, двойной, простой, простой – это первая часть, повторяется 4 раза. Не забывайте вместо «приставить» заносить ногу крестообразно, стопа параллельно полу. При этом мы слегка привстаем на цыпочки. Вторая часть: двойной, простой, простой, двойной,двойной, простой, каприоль (левую вперед выкинули, правую, левую и левой ногой стукнули о правую в воздухе, но не высоко, а то упадете). Вторая часть повторяется 2 раза. И все сначала.
Пинагей: двойной, подпрыгнули на правой ноге, вынося левую в воздух. Двойной в левую сторону, выбрасываем левую, правую, левую и с левой 4 двойных (не забывайте, что double делаются попеременно влево и вправо, то есть на 4 счета влево, потом на 4 вправо и т.д.). И все сначала.
Бранль Прачек (назван так потому, говорит Арбо, что в нем делаются движения, имитирующие удары вальком, которые делают прачки на берегах Сены). Парами по кругу, взявшись за руки. 4 двойных, потом пары разворачиваются лицом друг к другу и делают 4 простых. Во время первых двух single кавалер кладет левую руку как на парту перед собой согнутой в локте, а правой делает два удара вперед, как бы грозя пальцем, потом то же самое левой рукой, а следующие два простых это делает дама. Затем они снова поворачиваются лицом в круг , делаю один двойной и на четыре счета, выбрасывая попеременно ноги, начиная с правой, поворачиваются на 180 градусов через левое плечо. И все сначала.
Бранль подсвечников, или канделябров, или свечной. Все стоят в кругу, у одного из танцующих в руке подсвечник с зажженными свечами. Танцор идет внутри круга обычным шагом, подпрыгивая на каждый третий шаг (шаг вперед левой, шаг правой, шаг левой , подпрыгнули на левой, поднимая правую в воздух ). Когда он находит понравившуюся ему даму, он делает простые шаги влево вправо, она ему отвечает, на третий шаг он отдает ей подсвечник и встает на ее место, а она начинает ходить по кругу. Я видела множество описаний этого бранля, том числе сделанных различными хореографами. Обычно сохраняется общая идея танца, но добавляется множество куртуазных моментов, поклонов, реверансов и т.д. Здесь я привожу «крестьянские» варианты бранлей. У нас нет достоверных свидетельств о бранлях при дворах, потому что Арбо пишет уже о сценических вариантах, бранлях, исполнявшихся знатью для потехи, и плясавших так же, как и простые люди. В нескольких местах Арбо говорит , что тому или иному танцу его научил простой бретонец и т.п. В некоторых танцах он не уверен, например, говоря про мальтийский бранль, он рассказывает, что 40 лет назад на карнавале его танцевали мальтийские рыцари, но вполне возможно, что на самой Мальте этот бранль танцуют в народе именно в таком виде.
Мальтийский бранль. В кругу, взявшись за руку. Двойной, простой, двойной, простой. В центр круга шаг вперед левой, вперед правой, 3 быстрых мелких шага, с правой освободившейся ноги шаркающий удар об пол в левую сторону, шаг влево, то же движение с левой в левую сторону, шаркаем правой влево, но шаг делаем вправо, следующие 3 шага делаем так, чтобы через правое плечо сделать полный оборот и вернуться на своем место в большом кругу. Повторяем движение в круг и обратно. Все сначала.
Помимо Туано Арбо, многие танцы были запечатлены художником Петером Брейгелем – почти на всех его полотнах изображен группы танцующих крестьян.
Как мы убедились, бранли – действительно простые и веселые танцы. Кроме того, шаг бранля настолько универсален, что можно согласиться с балетмейстерами, которые говорят, что именно от бранля произошли все остальные танцы. Обычно о дальнейшей жизни бранля в веках называют следующее: в Оверни из бранля возникло бурре, в Провансе – гавот, В Пуату – менуэт, в Бретани – пасспье. Само слово бранль переводится как двигаться, шевелиться, колебаться (последние два слова – то, чем занимается ваша верхняя половина, пока вы делаете шаги бранля).
Французские танцы средневековья имели в основу круг или открытый, незамкнутый круг – кароль. К последнему типу относятся многочисленные цепочные танцы. Самый известный из них и несомненно исторический – это фарандола, из танцуемых сейчас в Бретани (и очень похожих на описания шагов некоторых бранлей, например, высокого Баруа, у Арбо) – кастарват, плин, бретонский гавот.
Во всех этих танцах веселые и раскрепощенные французы берут друг друга за руку и под руку, могут весело кружиться, обхватив подругу за талию, в цепочных танцах танцоры берут друг друга за руки и прикладывают правую руку к сердцу (вместе с рукой партнера), при этом расстояние между ними очень небольшое.
Кастарват. Танцуется каролем в левую сторону. На восемь счетов: 1 – шаг правой ногой накрест влево. 2 – шаг левой ногой влево, как в бранле. 3 – подпрыгиваем на правой ноге, левую выбрасываем вперед (ставя на пол). 4 – стоим. 5 – перепрыгиваем, выбрасывая вперед правую ногу. 6 – снова вперед левую. 7 – левую поднимаем к колену правой, стопа параллельно полу. 8 – опускаем левую ногу на пол, перенося вес. Танец очень быстрый и веселый. Танцуется воздушно, все перепрыгивания идут за счет ног. Корпус остается прямым, вес все время на одном месте.
Бретонский гавот. Кароль влево на 8 счетов.1 - С правой ноги влево шаг, 2 - шаг левой влево, 3 – шаг галопа влево, 4- шаг правой влево, 5 – левой влево (все с переносом веса), 6 – правой влево, 7 – левой влево, 8 – подпрыгиваем на левой ноге, правую вынося вперед и вверх. 1 – правую опускаем, шаг накрест влево и так далее.
Бассдансы.
Низкие беспрыжковые танцы, появившиеся примерно в 15 веке. Считаются готическими танцами, многие их движения похожи на композицию готического собора – острые, резкие, стремящиеся ввысь, с «арочными » переходами, как, например, рипреза.
Основные шаги: риверенцо, континенца, допио, шемпио, вольта – джийоза, вольта – тонда, рипреза, мецо – вольта – рипреза.
Бассдансы танцевались обычно во время прогулок, когда весь двор во главе с королем и королевой устремлялся из одной части сада в другую, при этом рядом шли музыкант и идущие исполняли различные шаги. Более поздние бассдансы танцевались в зале, из одного конца помещения – в другой. Танцуется обычно колонной, которая как бы колышется из стороны в сторону, поднимается и опускается на носках. Принчипесса очень хорошо смотрится в исполнении двух колонн, двигающихся навстречу друг другу. Особое внимание уделялось здесь искусству управления шлейфами. Дамы носили платья с «хвостами» длиной до 10 – 15 метров! Чем длиннее шлейф, тем ты богаче, уважаемее. Средневековые городские магистраты запрещали шлейфы более 10 метров как мешающие уличному движению. Однако ндо учитывать еще и реалии большого города 14 -–5 века: в просвещенной Флоренции был издан указ о минимально допустимом расстоянии между домами – 80 сантиметров, тогда же за пределы города были выведены переработка отходов и бойни, введены некоторые санитарные нормы для торговцев. Но еще долгое время помои во всех городах сливались на улицы, где для удобства пешеходов были перекинуты дощатые мостки через канавы. Да и у нас в Петербурге Мойку называли «Помойкой», что вполне отвечало ее состоянию. Впрочем, и сейчас в городских каналах мало кто рискнет купаться...
.
Конечно, на этом наша экскурсия в мир старинного танца не закончена. Приходите еще и мы вновь отправимся в чарующий мир давно забытых движений и звуков....